Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одной из проблем
современной молодежи является их неспособность устанавливать и
поддерживать друг с другом благоприятные личные, и деловые
взаимоотношения в реальной жизни. Причиной этому могут служить
социальные сети и непосредственно общение в сети. Возможно, именно
поэтому сейчас большинство детей, подростков, а также молодых людей
обладают недостаточной коммуникативной компетентностью, которая в
3
обычных условиях жизни развивается достаточно медленно и у большого
количества людей не достигает высокого уровня развития.
В средних образовательных и высших учебных заведениях не обучают
общению, а на сегодняшний день научные исследования позволяют сделать
вывод о том, что овладеть коммуникативными навыками в частности и
коммуникативной компетентностью на достаточно высоком уровне удается
отнюдь не каждому взрослому, не говоря уже о школьнике.
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативной компетентности
1.1. Психологическая характеристика юношеского возраста
В процессе развития человечества социум постепенно предъявляет к
человеку различные профессиональные, правовые, а так же нравственные
требования, в зависимости от возрастных и личностных особенностей
подрастающего поколения.
Старший школьный возраст называют ранней юностью, он соответствует
возрасту учеников 9-11 классов (15-17 лет) средней школы.
Раннюю юность - считают «третьим миром», существующим между детством
и взрослостью. В это время вырастающий ребенок оказывается на пороге
реальной взрослой жизни [24,с.178]. Ведущей деятельностью является:
учебно-профессиональная.
Согласно Н.Л. Быковой, центральный психологический процесс в
юношеском самосознании - формирование личной идентичности, чувство
индивидуальной самотождественности, преемственности и единств[5,с.40].
Под личной идентичностью, индивидуальной самотождественностью
понимается осознание своей принадлежности к тем или иным социальным
группам и общностям, единство и преемственность жизнедеятельности,
целей, мотивов и смысложизненных установок личности, осознающей себя
субъектом деятельности[30,с.18].
4
В социологических теориях юношеский возраст рассматривается, как один из
этапов социализации, как переходный период детства к самостоятельной и
ответственной жизни взрослого в обществе.
С точки зрения Болотовой А.К. и Молчановой О.Н., ранняя юность является
особым периодом развития, в котором завершается детство и начинается
взрослость. От подросткового возраста юношеский отличается большей
эмоциональной стабильностью. Такая стабильность связана в первую
очередь с завершением полового созревания: «гормональная буря» уже
утихла; подросток относительно адаптировался к своему новому телу,
научился управлять им. [16,с.25]
В то же время, даже те конфликты, которые остались незавершенными с
предыдущего этапа развития (т. е. подросткового возраста) стали менее
важными. Наиболее важным сейчас для юноши становятся проблемы
самоопределения в социуме, происходит смена мотивов и ценностей, в
отличие от предыдущего этапа, в котором был акцент лишь на ближайшем
окружении подростка.
По мнению Л. И. Божович, самоопределение, как личностное, так и
профессиональное является характерной чертой юношеского возраста.
Выбор профессии в этом возрасте упорядочивает и приводит в систему
соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, которые
идут как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных
мотивов, порождающих ситуацию выбора. [4,с.102]
Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется
повышением уровня самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее, в этот
период растущему человеку еще свойственна изменчивость настроения с
переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных
качеств, выступающих попеременно.
1.2. Специфика коммуникативной компетентности старшеклассников
5
На сегодняшний день, по мнению таких исследователей, как А.Н. Мосиной и
Т.Л. Худяковой, существует достаточно много определений термина
«компетентность». [17] Одним из самых распространенных является
определение Дж. Равена. Он интерпретирует компетентность как
специфическую способность, которая обуславливает эффективное
выполнение конкретного действия в конкретной предметной области и
включает узкие специальные знания, предметные навыки, способы
мышления, а также осознание того, что ты несешь ответственность за свои
действия. [21,с.44 ]
Современное образование предполагает не только формирование
универсальных учебных действий у обучающихся, но и развитие у них
навыков сотрудничества и коммуникативной компетентности. Школа в
данном случае выступает в роли одного из основных социальных институтов
дотрудовой стадии социализации.
В своих исследованиях Г.М. Андреева отмечает, что обучение в школе не
только обеспечит учащемуся систематическое образование, которое само по
себе является важнейшим элементом социализации, но и подготовит к жизни
в социуме. Благодаря обучению в школе учащийся включается в систему
социальных связей, т.е. можно сказать, что именно образовательное
пространство школы оказывает огромное влияние на становление личности
учащихся. [3,с.38]
В ходе исследования К.А. Абулъханова-Славская отмечает три подхода к
изучению коммуникативной компетентности и компетентности в общении.
[1]
С позиции первого подхода коммуникативная компетентность
рассматривается как компонент компетентности в общении. Во втором
подходе коммуникативная компетентность трактуется как самостоятельное
образование. С точки зрения третьего подхода коммуникативная
6
компетентность рассматривается как собственно компетентность в общении,
что представлено в работах Л. А. Петровской, Ю. М. Жукова.
Л.А. Петровская определяет коммуникативную компетентность как
совокупность умений и навыков, которые являются основой для
эффективного общения. Коммуникативная компетентность начинает
формироваться еще в дошкольном возрасте, когда начинает складываться
система межличностных отношений. [19,с.11]
Что касается подросткового возраста, то коммуникативное взаимодействие
становится ведущим видом деятельности, и от его эффективности напрямую
зависит успешность прохождения данного возрастного этапа. В отличие от
подросткового, в юношеском возрасте уже не формируются принципиально
новые особенности коммуникативной сферы, однако теперь происходит
развитие тех особенностей, которые были заложены на предыдущих этапах
развития.
Важную роль в развитии коммуникативной компетентности старшеклассника
играет естественное приобщение к коммуникативной культуре общества и
его включенность в систему социальных связей. При этом, признавая
важность естественного пути развития компетентности в общении через
общее развитие личности, стоит обратить внимание на возможность
систематичного и целенаправленного формирования коммуникативной
компетентности.
С точки зрения Ю.М. Жукова и Л.А. Петровской, коммуникативная
компетентность представляет собой способность устанавливать и
поддерживать контакт с окружающими людьми, своего рода совокупность
знаний, умений и навыков, с помощью которых можно обеспечить
эффективное общение. Одними из главных составляющих коммуникативной
компетентности является понимание собеседника, грамотное и понятное
изложение своих мыслей собеседнику, а также грамотное ведение диалога.
7
Глава 2. Экспериментальное исследование коммуникативной
компетентности старшеклассников
2.1. Комплексная диагностика коммуникативной компетентности
старшеклассников
В комплексной диагностике коммуникативной компетентности принимало
участие 60 старшеклассников ГБОУ СОШ №180, Санкт-Петербург, Маршала
Тухачевского, 29/А. Из них, в результате диагностики нами были выявлены
проблемы в коммуникативной компетентности у 24 испытуемых и у 36 таких
проблем не выявлено. Далее 24 человека, с выявленными проблемами в
коммуникативной компетентности были поделены на 2 группы по 12
человек. 12 – контрольная группа и 12 – экспериментальная группа.
Возраст респондентов: 16-17 лет. Тестирование по методикам проводилось в
групповой форме. Старшеклассникам была изложена тема и цель
исследования, дано описание и устная инструкция. Все участники
эксперимента были открыты и сами проявили желание участвовать в
диагностике. В инструкции были выделены следующие аспекты: каждый
заполняет свой бланк самостоятельно, не советуясь с соседом по парте и не
размышляя вслух.
Нами были выбраны следующие эмпирические методики:
1) Тест коммуникативных умений автор: Михельсон Л. Перевод и адаптация
Гильбуха Ю. З.
2) Методика выявления «коммуникативных и организаторских склонностей»
(КОС).
Краткое описание методик исследования:
1) Тест коммуникативных умений. Автор: Михельсон Л. Перевод и
адаптация Гильбуха Ю. З. Опросник содержит описание 27
коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается 5 возможных
вариантов поведения. Надо выбрать один, присущий именно ему способ
поведения в данной ситуации.
8
Авторами предлагается ключ, с помощью которого можно определить, к
какому типу реагирования относится выбранный вариант ответа:
уверенному, зависимому или агрессивному. В итоге предлагается подсчитать
число правильных и неправильных ответов в процентном отношении к
общему числу выбранных ответов.
Все вопросы разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций и
блоки умений. Оценка по всем шкалам производилась по трем параметрам
«компетентность», «зависимость», «агрессивность». В зависимости от того,
по какому параметру будет больше баллов в итоге, можно сделать вывод о
преобладающем типе коммуникативного взаимодействия человека с
окружающими.
2) Методика выявления «коммуникативных и организаторских склонностей»
(кос-2)
Данная методика предназначена для выявления коммуникативных и
организаторских склонностей личности (умение четко и быстро
устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление
расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на
людей, стремление проявлять инициативу и т. д.).
Методика содержит 40 вопросов, на каждый из которых обследуемый
должен дать ответ «да» или «нет». Время выполнения методики 10-15 мин.
При этом отдельно определяется уровень коммуникативных и
организаторских склонностей.
По методике «Коммуникативных и организаторских склонностей» были
получены следующие результаты.
2.2. Программа развития коммуникативной компетентности
старшеклассников «Успешное общение»
9
Цель программы: развитие коммуникативной компетентности у
старшеклассников посредством реализации курса социальнопсихологических тренингов.
Целевая группа: старшеклассники в возрасте 16-17 лет. Организация занятий:
программой предусмотрено 10 тренинговых занятий по 40 минут каждое (2
занятия в неделю на протяжении 1 месяца)
Задачи программы:
1. Развитие навыков установления контакта с новыми людьми.
2. Развитие навыков аргументированного отстаивания своей точки зрения.
3. Развитие умений слушать собеседника и слышать его.
4.Обучение грамотному использованию во взаимодействии невербальных
форм общения.
Ожидаемые результаты: В результате реализации тренинговой программы у
старшеклассников отмечается грамотное использование во взаимодействии
невербальных форм общения, умение слушать и слышать собеседника, не
возникает проблем с установлением контактов с новыми людьми, а в
дискуссии не возникает проблем в аргументированном высказывании своего
мнения.
2.3. Эффективность разработанной программы развития
На контрольном этапе исследования были использованы методики
констатирующего этапа.
Цель контрольного этапа исследования – оценка эффективности
предложенной программы развития коммуникативной компетентности у
старшеклассников.
Исходя из полученных данных, в ходе вторичной диагностики по методике
«Коммуникативных и организаторских склонностей» по параметру
«Коммуникативные склонности» после реализации тренинговой программы
можно сделать следующие выводы.
10
В контрольной группе у 67% респондентов наблюдается очень низкий
уровень коммуникативной компетентности и 33% респондента с низким
уровнем коммуникативной компетентности. Средний, высокий и очень
высокий уровень коммуникативных склонностей отмечен не был. Обратную
ситуацию можно наблюдать в результатах экспериментальной группы: не
было отмечено низкого и очень низкого уровня, при этом в целом по группе
повысился уровень коммуникативных склонностей.
17% старшеклассников показали средний уровень развития
коммуникативных склонностей, 41% - высокий уровень и 42% - очень
высокий уровень. Необходимо заключить, что в экспериментальной группе
повысился уровень коммуникативных склонностей в отличие от контрольной
группы, где повышения уровня коммуникативных склонностей замечено не
было.
Исходя из полученных данных, в ходе вторичной диагностики по методике
«Коммуникативных и организаторских склонностей» по параметру
«Организаторские склонности» после реализации тренинговой программы
можно сделать следующие выводы. В контрольной группе повышения
уровня организаторских склонностей отмечено не было.
Заключение
Старший школьный возраст - это период, когда преобладают преимущество
смысловые аспекты личностного развития, способствующие формированию
смысловых структур личности, которые в значительной мере определяют ее
сознание и поведение, появление чувства «взрослости», устремленность в
будущее, повышенную требовательность к человеку, потребность
самоопределения, необходимость разобраться в себе и окружающем мире,
направленность жизненной позиции.
Коммуникативная компетентность понимается как совокупность знаний,
умений, опыта и личностных качеств, позволяющих эффективно решать
11
задачи общения и достигать взаимопонимания. К структурным
составляющим коммуникативной компетентности относятся когнитивный,
регулятивный, рефлексивно-статусный, нормативный компоненты.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абулъханова-Славская К. А. Психология и сознание личности. / К.А.
Абулъханова-Славская - М.: Мысль, 2009 – 299 с.
2. Аверин В.А. Психология личности: учеб.пособие / В.А.Аверин. – СПб.:
Изд-во Михайлова В.А., 2011 – 89 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.. 2013. - 368с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды.
//Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Московский психолого-социальный
институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011, -324 с.
5. Быкова И.Л. Специфика смысложизненных ориентации различных
групп учащейся молодежи в ситуации субъективации жизненных целей:
автореф. дис.... канд. психол. наук / Н.Л. Быкова. - Самара, 2008. - 95с.
6. Вакуева А.Н. Новая воспитательная технология – технология
социально-психологического тренинга. / Россия и Европа: связь культуры и
экономики материалы XI Международной научно - практической
конференции: в 2-х частях. 2015. С. 77-79.
7. Вежевич Т.Е. Педагогические условия развития лидерских качеств
учащихся / Вежевич Т.Е. - Улан-Удэ.: Бэлиг, 2015. - 172с.
8. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум.–
Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 2016. - 72с.
9. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая
основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М.:
Исследовательский центр качества подготовки специалистов, 2004. - 236 с.
10. Зиновьева Н.О. Эффективность использования социальнопсихологического тренинга в учебном процессе. / Труды экономического и
12
социально-гуманитарного факультета РГГМУ Сборник статей. СанктПетербург, 2013. С. 113-117.
11. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. - М., 2014,- 143 с
12. Леонтьев А.А. Психология общения: Уч. пособие для студентов вузов.
– 3-е изд. – М.: Смысл; 2009 – 365 с.
13. Лозгачева О.В., Борозденкова Т.В. Формирование коммуникативной
компетентности подростков средствами социально-психологического
тренинга./ Личность в современном мире сборник научных статей
Всероссийской научно-практической конференции. Уральский
государственный педагогический университет; Институт психологии. 2016.
С. 181-185.
14. Миславский Ю. А. Саморегуляция и активность личности в
юношеском возрасте. - М.: Педагогика, 2014. – 429с.
15. Михайлова О.В. Проблема коммуникативной компетентности //
Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова /О.В.
Михайлова. Абакан: Издательство Хакасского государственного
университета им. Н.Ф. Катанова, 2015. - с. 183-186
16. Молчанов СВ. Особенности ценностных ориентации личности в
подростковом и юношеском возрастах / СВ. Молчанов // Психологическая
наука и образование. - 2010. - № 3. - С. 16 - 25.
17. Мосина AM. Психолого-педагогические аспекты формирования
коммуникативной компетентности старшеклассников / А.Н. Мосина, Т.Л.
Худякова // Педагогическое образование в России. 2013. № 1
18. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. пед.
вузов / под редакцией В.А. Сластенина. – 5-е изд., доп. – М.: Академия, 2009.
– 200 с.
19. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социальнопсихологический тренинг. - М., 2009- 36с.
13
20. Пряжников КС Методы активизации профессионального и
личностного самоопределения / Н.С. Пряжников. - М.: Модэк, 2012. - 400 с.
21. Равен Д. Компетентность в современном обществе: выявление,
развитие и реализация / Д. Равен. - М.: Когито-Центр, 2012. - 201с.
22. Рейн Н.А. Социально-психологический тренинг как форма активного
обучения. / Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2014.
№2. С. 47-53.
23. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы
становления личности: Пер. с нем.- М.: Мир, 2014.
24. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, 2-е изд., / С.Л.
Рубинштейн - М, 2012 – 583 с.
25. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие личности. - М.:
Просвещение, 2015. - 144 с.
26. Солдатченко А.Л. Система формирования коммуникативности
старшеклассников общеобразовательной школы - Магнитогорск, 2016. -186 c.
27. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. - М.: Флинта, 2014, -282 с.
28. Чернобровкина С.В. Динамика коммуникативной компетентности
старшеклассников - участников социально-психологического тренинга. /
Проблемы и перспективы развития образования в России. 2015. № 2. С.205-
210.
29. Чернов С. В. Развитие коммуникативных компетенций учащихся при
освоении технологии трудоустройства / С. В. Чернов // Современные
тенденции развития образовательных программ в системе непрерывного
образования: Сборник научных статей / под ред. В. А. Ермоленко. - М.:
ИТИП РАО. 2017. - С. 158-165.
30. Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. /
Л.Н. Шепелева – СПб, 2015, - 160 с.